Как и зачем регистрировать жилой дом? Этим вопросом задаются многие хозяева жилых и садовых построек на участках, отведенных под ИЖС либо садоводство. По новым правилам, не нужно согласовывать строительство и ввод в пользование. Однако владельцы частных домов с января 2019 г. при регистрации прав столкнутся с другими правилами учета. Регулируют данную сферу отношений Градостроительный, Гражданский и Земельный кодексы, 218-ФЗ от 13.07.2015 и 340-ФЗ от 03.08.2018.
С юридической точки зрения, индивидуальный или садовый дом не существуют, пока информация о нем не появится в Едином госреестре недвижимости. Подтверждением регистрации являются выписка из ЕГРН и появление сведений об объекте на кадастровой карте.
Что говорит закон
В соответствии с п. 7 ст. 16 340-ФЗ, регистрация построенного частного жилого дома до 1 марта 2019 г. осуществляется в более простом порядке, без уведомления местной администрации о завершении строительства. Как гласят ст. ст. 51, 55 ГрК РФ, не требуется согласование ни на возведение индивидуального жилища, ни на ввод в эксплуатацию.
Зарегистрировать право собственности на дом с указанной даты будет сложнее. В п.п. 16 – 21 ст. 55 ГрК РФ предусмотрено, что для оформления прав владельца нужно будет уведомить администрацию о том, что строительные работы завершены.
Когда нужна регистрация
Нужно ли регистрировать дом, собственники решают сами. Но без этой процедуры у домовладельцев не будет на руках документов на строение. Следовательно, не будет и права распоряжаться им. Есть следующие основания для регистрации прав владения:
- Возникла необходимость прописаться по месту проживания;
- Есть вероятность изъятия земель, и регистрация поможет получить денежное возмещение за имеющиеся на ЗУ постройки;
- Продажа или дарение недвижимости.
Если на объект не зарегистрировано право владения, ситуация может обернуться определенными трудностями для наследополучателей участка. Они не смогут законно разделить и зарегистрировать доли строения в собственность.
Какой порядок действий
В связи с нововведениями в законодательстве многих волнует вопрос, какзарегистрировать новый дом. До 1 марта 2019 г. достаточно обратиться с заявлением в Росреестр через ближайший МФЦ. После названной даты алгоритм действий будет следующий:
- В течение месяца после окончания строительства нужно направить в местную администрацию уведомление о завершении работ;
- Ведомство проверяет параметры жилого либо садового строения на соответствие градостроительным нормам, требованиям к такого рода постройкам;
- Обратившемуся направляется ответ о соответствии или несоответствии здания нормативам.
Как правильно оформить документы
При постановке на кадастровый учет и госрегистрации важно оформить документы на дом правильно. В соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ, в уведомлении о завершении строительных работ необходимо указать следующие данные:
- ФИО собственника земельного участка, если это физлицо;
- Название и адрес землевладельца – юридического лица;
- Адрес либо описание места нахождения ЗУ, его кадастровый номер;
- Сведения о праве владения ЗУ;
- Вид разрешенного пользования участком, жилым или садовым домом;
- Параметры дома с указанием отступов от границ ЗУ;
- Подтверждение о том, что здание не предназначается для раздела на отдельные недвижимые объекты;
- Адрес, телефон для связи с заявителем;
- Способы уведомления о результатах рассмотрения обращения.
К уведомлению застройщик прилагает:
- Документы, подтверждающие право владельца земли, если сведения о ней отсутствуют в ЕГРН;
- Доверенность от землевладельца, если документы подаются через представителя;
- Описание внешнего вида жилого или садового дома, если он находится в пределах исторического поселения;
- Технический план, выполненный кадастровым инженером;
- Документ об определении долей на дом всех владельцев участка, на котором возведен объект.
Как узаконить самострой
Самовольные постройки являются незаконными и подлежат сносу. Однако в некоторых случаях застройщик вправе оформить такой объект в собственность. Рассмотрим, как оформить дом на участке в такой ситуации.
В соответствии с п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса, право на объект строительства можно оформить через суд. Главное условие – участок, на котором стоит этот дом, должен находиться в постоянном пользовании застройщика. Другие обязательные требования:
- У застройщика должны быть права, разрешающие строительство на участке;
- Жилой или садовый дом должны соответствовать требованиям к такого рода постройкам;
- Строение не нарушает права других лиц, не представляет для окружающих опасности.
Если жилой или садовый дом соответствуют условиям землеустройства, градостроительства, застройщик может оформить право собственности. Но как зарегистрировать собственность на дом, если он не подходит под требования закона? В этом случае орган местного самоуправления дает срок от 6 месяцев до 3 лет на приведение объекта в соответствие с нормативами.
Сроки регистрации
Ст. 16. 218-ФЗ определяет следующие сроки при постановке на кадастровый учет и госрегистрации права собственности:
- На регистрацию прав при обращении непосредственно в Росреестр или через МФЦ отводится 7 или 9 дней, соответственно;
- Сроки постановки на кадастровый учет составляют 5 или 7 дней, в зависимости от того, куда обратился застройщик, в Росреестр или МФЦ;
- Две процедуры одновременно, кадастровый учет и регистрация прав владельца, выполняются за 10 или 12 дней.
Право собственности считается зарегистрированным с даты появления записи в ЕГРН.
Сколько стоит регистрация
Сколько стоит оформить дом в собственность, определено в Налоговом кодексе. Подп. 24 п. 1 ст. 333.33 установлена госпошлина в размере 350 руб. за госрегистрацию права владения домом. Постановка на учет в ЕГРН объекта недвижимости является бесплатной услугой. Однако при подготовке документов на дом возможны дополнительные затраты. К примеру, услуга кадастрового инженера по обследованию дома и составлению технического плана является платной.